11.01.2019

Как ковали в старину, или история кузнечного ремесла на Руси

Древнерусские ковали славились еще в средневековом мире. Во всех русских городах и почти во всех селах жили и трудились талантливые кузнецы и другие умельцы, которые вносили огромный вклад в создание экономического могущества России. К сожалению, нам неизвестны имена этих древних ремесленников. Они оставили после себя лишь предметы, сохранившиеся еще с тех далеких времен. Многие из них можно смело назвать шедеврами.

Во многих сказках, преданиях и былинах кузнецы являются олицетворением силы и мужества и непобедимости. До сих пор при раскопках древнерусских поселений находят шлаки, как отходы древнего металлоплавильного процесса, а также остатки кузнечных мастерских, где встречаются части горнов. Иногда при погребении древних кузнецов в могилы клали их орудия производства — наковальни, молотки, зубила, клещи и другие литейные принадлежности.

Древние ковали изготавливали для землепашцев серпы и косы, для воинов – копья, мечи, стрелы боевые топоры и другое оружие. Не обходили вниманием кузнецы и домашнее хозяйство. Изготавливали все, что необходимо в обиходе – ключи, иглы, рыболовные крючки и другие предметы обихода. Не забывали и о женском костюме, о чем свидетельствуют различные украшения и амулеты. Тогда существовала особая техника чернения и теснения на тонких золотых или серебряных листах, благодаря которым выполняли изображения зверей на колтах. Например, лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти.

Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Рязань, Владимир и Киев.

Об искусстве древнерусских мастеров свидетельствуют многие исторические находки. Например, в Старой Ладоге была найдена вымостка из камней, на которой были железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые считают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Об этом же свидетельствует и найденный здесь богатейший набор ремесленных инструментов.

Трудоемкость процесса ковки была огромной. В те времена кузнецы сами плавили металл, а затем сами его ковали. Необходимыми принадлежностями для кузнеца тогда были горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним — набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века.

К сожалению, не сохранилась техника ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца — мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».